Чтобы помнили…
Урок живой истории состоялся у школьников МОУ СОШ с. Поима, которые посетили клуб «Афган» г. Пензы. Данное объединение представляет Пензенская организация «Российский союз ветеранов Афганистана». Инициатором поездки выступил ветеран Афганской войны Проскурдин Дмитрий Владимирович.
В назначенное время двери клуба распахнулись, и ребята стали сопричастными к страницам истории, которую надо изучать и помнить. Перед школьниками выступали Холзинев Владимир Николаевич, председатель Пензенской организации «Российский союз ветеранов Афганистана» и его заместитель Кудашев Петр Алексеевич, выпускник Поимской средней школы. Речь шла об афганском конфликте, о выполнении интернационального долга, о том, как наши войска были втянуты в разгоравшуюся гражданскую войну между вооруженными силами Демократической Республики Афганистан и моджахедами и стали ее активными участниками. Вводя 40-ю Армию в Афганистан, советские руководители рассчитывали быстро «навести порядок» - и сделали неверный шаг… За девять лет через Афганистан прошли около 600 тысяч советских воинов. Было потеряно убитыми и умершими от ран 13833 человека, ранеными и искалеченными – 49985 человек, пленными и пропавшими без вести – 330 человек. Стали инвалидами войны – 6669 человек. Сотни людских жизней оказались связаны с событиями, развернувшимися в стране гор и песков. Безусые солдаты вдали от родины заглянули в лицо смерти…
Выступающие рассказали, что основной задачей организации является сплочение ветеранов военных конфликтов для наиболее эффективной защиты их прав. Члены РСВА активно сотрудничают с государственными и общественными организациями, оказывают помощь и поддержку ветеранам боевых действий, в первую очередь, инвалидам, а также членам семей погибших и пропавших без вести воинов, участвуют в военно-патриотическом воспитании молодежи, часто встречаются со школьниками, выступают на «уроках мужества», посвященных боевым действиям.
- Я вам предлагаю наладить живой диалог. Что интересно, спрашивайте, - предложил после выступления Кудашев Петр Алексеевич, наш земляк.
- Где вы служили? Как проходила служба?
- Так получилось, что наша часть оказалась на границе с Пакистаном, с которым у нас отношения складывались своеобразно: Советский Союз стремился не допустить втягивания в конфликт нового противника, и запрещалось вести артиллерийский огонь в приграничной полосе, хотя провокации с применением оружия были постоянными. К тому же границы, как таковой, там попросту не существовало. Боевые выезды были регулярные, часто с потерями.
- Скажите, горы в Пакистане лесистые? – поинтересовалась Стос Татьяна.
- На востоке Афганистана, вдоль границы с Пакистаном, тянутся Сулеймановы горы. Растительности практически нет. Здесь безводная каменистая местность. На юге практически мертвые районы без воды и растительности – песчаные пустыни. Вода у нас была привозная.
- А бури песчаные были? – продолжает поддерживать разговор Сикина Маша.
- Бури были регулярно в полдень. Еле успевали обед закончить, как вдруг пыль столбом – ничего не видно, трудно дышать. Через какое-то время все осаждалось толстым слоем на полу, столах, одежде. Ну, ничего солдат к любым условиям привыкает.
- А от ядовитых насекомых делали прививки? – спрашивает Матвеева Аня.
- Прививки были обязательными, их ставили из пистолета в руку и под лопатку. Военнослужащему давалось три дня, чтобы отлежаться: поднималась температура, появлялась слабость.
Кудашев П.А. охотно отвечал на вопросы школьников, которые в основном касались солдатских будней: питания, отдыха, формы, оружия, боевых выездов. Их очень интересовал животный и растительный мир, погода далекой страны. Было очень интересно услышать живую историю. Казалось, что ветераны в тот момент не чувствовали себя взрослыми мужчинами, они как бы вновь проживали те далекие годы Афганской войны и с мальчишеским задором рассказывали о храбрости, мужестве и стойкости.
В завершение общения зазвучали песни афганской поры в живом исполнении инструментального ансамбля, и школьники могли подержать в руках оружие, примерить атрибуты солдатской формы, бронежилет и сфотографироваться на память.
Заключительной частью урока истории явилось посещение мемориального комплекса «Разорванная звезда», основной элемент которого стела, увенчанная разорванной звездой. Проскурдин Дмитрий Владимирович рассказал о том, что сначала возвели первую часть памятника — христианскую звонницу, а мусульманский минарет появился позже:
- Как утверждают воины-афганцы, они установили памятник как символ боевого братства воинов-интернационалистов и как память по погибшим товарищам.
В стороне от Центральной аллеи и Аллеи славы есть еще один памятник. Усталый солдат просто сидит — отдыхает. Этот мемориальный комплекс является выражением скорби пензенцев по погибшим воинам.
Ребята выслушали рассказ ветерана и, возложив гвоздики к подножию памятник, молча почтили светлую память погибших.
Далее состоялось возложение цветов к вечному огню гранитного сооружения «Афганские ворота», которое находится в сквере парка, напротив городской администрации. Ребята узнали, что его автором стал заслуженный российский скульптор Александр Бем.
- Изображения на колоннах, выполненные в натуральную величину, повествуют об эпизодах пути воина-афганца: проводы, военные действия, возвращение на Родину. На стелах с именами погибших и пропавших без вести есть и уроженцы Белинского района: Будников Сергей Васильевич, Карасев Александр Викторович, Одиноков Рашит Карибуллович, Узбеков Ринат Мунирович, - продолжает свой рассказ Проскурдин Д.В.
Школьники были до глубины души прочувствованы моментом скорби по солдатам-юнцам, не вернувшимся с войны.
Земля вздыхает тяжко,
И сердце словно колокол, в груди…
После посещения памятников ребята направились к круглосуточной выставке последних образцов военной техники, принятой на вооружение в советской армии до распада СССР, рядом с которой фотографировались.
Урок живой истории «Чтобы помнили…» включен в системную работу МОУ СОШ с. Поима по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Общение с участниками реальных боевых событий проводятся регулярно, что обязательно принесет плоды патриотизма.
Матвеева Е.В.
Далее вашему вниманию предлагается фотоотчёт события.
|